Один из оптимальных способов бестраншейного строительства трубопроводов инженерных коммуникаций – прокладка труб в специальном коробе-футляре, предварительно уложенном в проделываемом тоннеле. Бестраншейная прокладка футляра методом ГНБ широко применяется при проведении силовых, телефонных, волоконно-оптических и других кабельных линий.
Размеры коробов-футляров, устанавливаемых методом горизонтально направленного бурения, регламентируются требованиями СНиП 32-01-95. Документом определены принятые нормы прокладки инженерных коммуникаций под автомобильными дорогами и железнодорожным полотном.
В соответствии с положениями СНиП, прокладка трубопроводов внутри насыпи железнодорожного полотна без монтажа защитного канала не допускается. Трубопровод, прокладываемый в подобном месте, в обязательном порядке заключается в защитный кожух-футляр. Его диаметр подбирается с учетом условий проведения работ и особенностей возводимой конструкции. Диаметр трубы, прокладываемой под жд путями бестраншейным методом с использованием ГНБ, должен быть на 200 мм меньше диаметра короба-футляра. При этом обязательно учитывается толщина слоя теплоизоляции.
При пересечении жд путей расчетная длина желоба-футляра подбирается таким образом, чтобы его концы выходили за пределы:
В случае строительства инженерных коммуникаций под автомагистралями и дорогами удаление концов футляра от обреза земляного полотна должно составлять не менее 25 метров и не менее 2 метров от подошвы насыпи.
Защитный короб-футляр защищает уложенную трубу от подвижных нагрузок, создаваемых транспортным потоком, увеличенного давления грунта, обеспечивает защиту от коррозии и атмосферного воздействия. Кроме того, короб-футляр защищает дорожное полотно от возможных повреждений в случае аварийной ситуации в сети подземных коммуникаций.
Работы по бестраншейной прокладке трубопроводов под железной и автомобильной дорогой относятся к разряду опасных и проводятся в соответствии с действующими нормами и правилами. При этом количество мест стыков (сварки) должно быть минимальным. Перед помещением в короб качество стыковки труб тщательно проверяется радиографическим способом, после чего трубопровод подвергается испытаниям на герметичность.