Для средних машин это минимально 20-25 метров, максимально 350-400. Но исключения бывают.
Для малого диаметра (100-160) длина ограничена только количеством имеющихся штанг (суммарной длиной) и продольной жесткостью (сопротивление усилию растяжения) конкретного типа трубы. Так трубы Ø110 ПЭ 100 SDR 17, вероятно, растянутся на переходе в 40-50 метров из-за кривизны заходных / выходных скважин и случайных включений в грунте.
От 100 мм до 800мм . С увеличением диаметра уменьшается возможная длина.
Обратим внимание, что цена бурения в принципе прямо пропорциональна сечению скважины. Поэтому две скважины по 400 мм дешевле, чем одна – 800 мм. Однако, бурение скважины от 800 мм и более мы бы отнесли к другому классу задач (сложное ГНБ). Дело не только в том, что применяется установка ГНБ большей мощности, но и подача трубы производится трубоукладчиком, а откачка пульпы несколькими илососами.
Буровой раствор тщательнее подбирается по геологии.
Весь процесс требует детальной проработки опытными специалистами.
Можно физически, но нельзя проложить самотечный трубопровод и сдать его по требованиям СП 32.13330.2012.КАНАЛИЗАЦИЯ.НАРУЖНЫЕ СЕТИ.
Метод локации и управления бурением хоть и опирается на весьма точное измерение расстояния от зонда в буровой головке до приемника в руках оператора, но имеет погрешность управления по вертикальным отметкам, которая зависит от множества факторов (геология, опыт экипажа, помехи по трассе, состояние машины и инструмента и т.д.). Предположительно, по опыту работ, вертикальная погрешность составляет от 10мм до половины диаметра трубы.
В плане (отклонение от горизонтального положения) погрешность метода управления еще больше, поскольку положение в плане, по существу, не является инструментально контролируемым параметром. Оператор-локаторщик определяет ось трассы поперечным перемещением приемника, т.е. управляет положением в плане по относительной силе сигнала зонда и по сравнительной оценке данных (где сигнал сильнее, там вероятнее находится «пилот» с сигнальным зондом). Такой метод управления субъективен, крайне чувствителен к помехам и дает погрешность прокладки в широком диапазоне. На вопрос о величине которой лучше ответить – не знаем!
Подробнее эта тема рассматривается в разделе «Сложное ГНБ».
После ответа «Нельзя по СП» уточним вопрос. – А почему можно?
И можно ли вообще проложить самотек, т.е. трубопровод, по которому под действием силы тяжести, как в реках, ручьях, водопадах, потечет жидкость. Не трудно догадаться, что такой трубопровод проложить можно. При этом проектировать и строить его надо, учитывая много важных деталей. Например, лучше взять трубу, поставляемую в бухте, чтобы не иметь внутри сварочных валиков на стыках. Проектировать нужно с запасом на погрешность прокладки. Или же делать ДЮКЕР.
От задней части установки ГНБ до точки забуривания – 9 метров. Бывают установки меньше, но и возможности по длине и диаметру бурения будут скромнее. Смеситель на прицепе занимает 10 метров длины площадки или дороги. Также необходимо учитывать наличие подъезда. Если рядом с установкой ГНБ отсутствует свободное место, то смеситель ставится отдельно и соединяется шлангами (до 40 метров).
При прокладке трассы на 3-х метровой глубине, например, заходная или выходная скважина будут длиной по 18 метров. Вместо выходной скважины можно построить котлован. Не забываем, что к месту установки смесителя необходимо подать воду (от гидранта или водовозом), а к буровой установке и к месту окончания бурения необходима подача штанг и расширителей.
Будет предоставлен протокол бурения, привязанный к проектной трассе. По протоколу будет построен и предоставлен профиль.
Представитель заказчика имеет возможность контролировать показания приемного устройства и его положение на трассе, одновременно подписывая результат в журнале бурения. Далее эти записи можно сверить с протоколом, а затем – с профилем.
Исходя из опыта работ все отдельно взятые участки бурения, как правило, укладывались по времени исполнения в диапазон от 8 часов до 4 дней. Чем тщательнее подготовка, тем короче стандартное время бурения.
«Сюрпризов» в грунте и поломок еще никто не отменял. Но – мы работаем на немецких машинах, надежность которых выше, чем у аналогов. Наша компания ‒ постоянный клиент профессиональной сервисной организации. При сложном бурении эти специалисты непосредственно участвуют в процессе.
Можно смело утверждать, что технология ГНБ более гибка к различного рода мусору, камням по трассе, чем ее конкурентные технологии-аналоги (бурошнек, микротоннель). Пилотное бурение является и разведовательным. В случае попадания на препятствие есть возможность отступить и пройти по иной траектории. Бывает, что этот поиск проходимого канала становится отдельной работой, а значит, занимает время.
Да. При этом очень важно знать производителя трубы и иметь сертификаты качества. После чего убедиться в натуре, что торцы труб не овальны, а круглы и их можно сварить.
Да, необходимо указать репер и иметь разбивку оси трассы. Оформить актом. Иначе о какой исполнительной будем говорить?
Данный вопрос необходимо решать на месте производства работ. Не везде достаточно длины для всей плети. Необходимо посмотреть геологию скважины, возможно, она может позволить доварить плеть.
Конечно. Подсчитываем объем выработанного грунта, умножаем на 5. Лучше, чтобы это был гидрант. Можно также использовать водовоз, но это дополнительные затраты.
По технологии его выкачивает илосос и транспортирует в отвал. Если грунт чистый, то в паре с чистым бентонитом это не составит проблем. Если грунт с включениями, то, как и при открытом методе, его надо вывозить на свалку.
С увеличением длины и диаметра трассы количество буровой пульпы заметно растет. В ППР и на деле принимаются дополнительные меры поэтапной работы для утилизации. В сложных и больших проектах может быть использована регенерация бурового раствора. Мы располагаем такой установкой производства фирмы TUSLA.
Часто удается адаптировать проект под ГНБ. При этом необходимо учесть заходные и выходные скважины. Их длина зависит от глубины прокладки трубы. На метр глубины – примерно 5 метров в плане по длине занимает забуривание.
Наше проектное бюро рассмотрит ваш проект и при необходимости выполнит корректировку.
Мы используем бортовую машину с манипулятором или экскаватор-погрузчик для перевозки штанг и расширителей.
Важное понятие, элемент технологии - колонна штанг, монтируемая за расширителем. Обеспечивает точное прохождение следующего расширителя.
Требует дополнительных затрат времени и механизации, но исключает проблемы с направляющей головой (снарядом). По геологии и результату пилотного бурения при малом диаметре можно принять решение о применении того или иного приема. Дешевле применение направляющей головы.
Да, такое бывает. Распространенное мнение, что буровой раствор в скважине отвердевает, мягко говоря, ошибочно. Буровой раствор оседает, поскольку на 95 процентов состоит из воды. Строительный зазор между трубой и стенкой скважины остается (30 % диаметра трубы). Просадка исключена, если геология и глубина прокладки с учетом диаметра скважины оставляют нагруженную поверхность вне свода обрушения.
Согласно теории русского проф. Протодъяконова высота свода обрушения горной выработки круглого сечения в статическом состоянии горного массива может быть принята равной трем диаметрам этой выработки для большинства видов пород. Ошибочно будет не учитывать нагрузки автомобильного, железнодорожного или авиационного транспорта, которые передаются в основание таких покрытий. В результате, после устройства перехода методом ГНБ в своде обрушения может возникнуть некоторое разуплотнение. Оно в свою очередь приведет к дефекту покрытия. Многолетний опыт показал, что ничего серьезнее, чем трещина вдоль оси бурения с раскрытием до 5 мм не возникает. Такой дефект относится к обычным эксплуатационным, легко устраняется путем разделки и заливки мастикой. Подробнее см. раздел «Сложное ГНБ».
Нет, если совместно с Заказчиком вызовем на трассу всех владельцев, указанных в ордере или в Правилах производства земляных работ. Затем отшурфим указанные коммуникации, предъявим их владельцам, выполнив все мероприятия по их ТУ или требованиям. После чего проведем работы по ГНБ с учетом всей имеющейся информации.
Кроме того, наша организация располагает современным кабелеискателем, сотрудничает со специализированными геофизическими фирмами, готовыми провести анализ подземного пространства в самых сложных случаях.
Если у Вас возникли дополнительные вопросы, просим присылать их на электронный адрес aeroingproekt@bk.ru. Мы подробно и аргументированно на них ответим, при необходимости предложим к рассмотрению наши рекомендации.